But Torquemada's name, with clouds o'ercast,
Looms in the distant landscape of the Past,
Like a burnt tower upon a blackened heath,
Lit by the fires of burning woods beneath!
Но имя Торквемады, словно хмарь,
Маячит в небе прошлого, и гарь
Пылающую башню обняла,
И лес под нею выгорел дотла.
(перевод Сюзи Бровер)
Лонгфелло использует непростое сравнение фамилии Торквемада с горящей башней. Причина этого сравнения в этимологии: фамилия происходит от названия испанской деревушки, которое в свою очередь произошло от фразы turre cremata, что на латыни означает «сгоревшая башня». Оба латинских слова хорошо знакомы говорящим по-русски: тура - разговорное название похожей на башенку шахматной фигуры, кремация - сжигание. Вот так выглядит герб этой испанской деревушки.

Именно оттуда предки Хуана Торквемады, одна из бабушек которого была крестившейся еврейкой. Сам он сделал успешную карьеру в католической церкви - дослужился до кардинала. Торквемада был достойным человеком: он публично защищал крещеных евреев, которых в те времена обвиняли в неискренности в вере. Он учредил фонд Девы Марии, который обеспечивал приданым девушек-сирот. На картине итальянского художника Антониаццо Романо «Благовещение» мы видим Деву Марию, которая как раз даёт приданое из этого фонда двум таким сироткам. А рядом с ними изображён Хуан Торквемада, которого легко узнать по лежащей рядом шляпе галеро - красной кардинальской шляпе с большими полями и двумя веревочками с 15-ю узелками на каждой.

Другой художник эпохи Возрождения, Фра Ангелико изобразил Торквемаду на картине «Распятие». Знакомая шляпа-галеро прикольно расположилась возле похороненного под Голгофой черепа Адама, первородный грех которого по христианской традиции очищает кровь Христа. Вообще Торквемада много времени провёл в Италии, а его кардинальский голос стал решающим на конклаве, выбравшем папу Николая V - покровителя искусств и литературы.

Ну, а психом-инквизитором был племянник Хуана, Томас. У Лонгфелло про него написано.