Вы видели Моцарта? Не того урода с обёртки конфет, а настоящего, со светлым весёлым взглядом, пухлыми щёчками и намечающимся вторым подбородком? Пожалуйста, смотрите. Спасибо скажем Доре Шток - она нарисовала последний прижизненный и по всей видимости наиболее точный портрет Моцарта.
Хотите посмотреть на Шиллера? Опять же, настоящего. И снова Дора Шток.
А вот Гёте она так никогда и не нарисовала. Хотя тот в молодости часто заходил в гости к отцу Доры. Отец был гравером в лейпцигской печатной фабрике. А молодой Гёте частенько зазывал его пропустить по стаканчику в погребок Ауэрбаха. И если литература должна быть признательна этим посиделкам - позже Гёте поместит в погребке Ауэрбаха одно из действий «Фауста», то семейство Шток было недовольно. Вообще, молодой Гёте был излишне весёлого нрава. К примеру, юная Дора и её сестра Минни часто стояли на шухере, когда у Иоганна было свидание с очередной фройляйн. Гёте познакомил Дору с театром - она играла в домашних постановках, которые проходили под его руководством.
Дора оказалась исключительно талантливой художницей, и отец обучил её своему делу. После его смерти она, вопреки традициям той эпохи, получила его должность гравёра на фабрике и смогла обеспечивать небогатую семью. Тем временем в младшую сестру Доры без памяти влюбился Христиан Кёрнер. Его состоятельный отец был категорически против такого брака. Но после смерти отца, Христиан Кёрнер женился на Минни Шток и перевёз её вместе с сестрой Дорой в свой обеспеченный дом.
О, что это был за дом! Там бывали Гёте, Шиллер, Моцарт, Новалис, Гумбольдт и многие другие выдающиеся деятели искусств. А всё началось с того, что однажды молодые и веселые Кёрнер, Минни, Дора и её жених решили анонимно прислать Шиллеру посылку-сюрприз. В которую Дора вложила миниатюрные портреты всех четверых. Шиллер в то время переживал тяжёлый период, и эта посылка очень его поддержала. По портретам он выяснил отправителей и приехал к ним в гости. В гостях он задержался на два года!..
Первая постановка «Вильгелма Телля» - у Кёрнеров, а Христиан играет заглавную роль. Первая постановка «Орлеанской девы» - у Кёрнеров, главную роль играет Дора. «Оду к радости» Шиллер посвящает Христиану Кёрнеру. Много лет спустя Шиллер напишет ему, что это стихотворение далеко от реальности и «представляет ценность возможно для нас двоих, но не для всего мира и не для поэтического искусства». Тем не менее, Шиллеру удалось передать тот оптимизм, ту юную романтическую веру в светлое будущее, которыми он проникся в обществе Кёрнера, Минни и Доры. И не зря «Оду к радости» сделали гимном Европы.
Дора нарисовала портрет Моцарта в 1789 году, во время его берлинского тура. Рассказывают, что Моцарт несколько раз приходил к ним в обед, но не ел, а садился за пианино и импровизировал. Все заслушивались, суп остывал, мясо подгорало. И в один из дней, они не выдержали и сели обедать. Под аккомпанемент импровизирующего Моцарта.