привыкает к нимфам плафона, к амурам, к лепке;
ощущая нехватку в терцинах, в клетке
дряхлый щегол выводит свои коленца.
Солнечный луч, разбившийся о дворец, о
купол собора, в котором лежит Лоренцо,
проникает сквозь штору и согревает вены
грязного мрамора, кадку с цветком вербены;
и щегол разливается в центре проволочной Равенны.
Бродский, «Декабрь во Флоренции»
В Европе во времена раннего Возрождения была хорошо известна легенда о том, что у щегла красное пятнышко на голове потому что щегол вытащил иглу из тернового венка Христа, и капля крови попала на птицу. Вероятно легенда возникла оттого, что у щеглов действительно есть красное пятнышко на голове и они питаются семенами терновника.
Как минимум с XIV века младенца Христа изображают со щеглом в руке.

Самые известные такие изображения это, конечно же, «Мадонна Литта» Леонардо

и «Мадонна со шеглом» Рафаэля.

Вероятнее всего, русская икона Богоматерь Голубицкая, в 1393 году привезённая с Афона, изначально изображала щегла, но его просто перепутали с голубем - вполне уместным символом Святого Духа.

Пение щегла мастерски имитирует Вивальди в концерте для флейты «Щегол».
Душа, каких похвал еще тебе, ворожее?
Ликуй: все обошлось примерно так, как ты рекла.
Всерьез на этот раз я превозмог небытие,
Воскрес, уехал вдаль, построил дом, завел щегла.
Он мал, неискушен, и разучил пока всего
Семь нот... Но две из них он перенял у соловья.
Когда и упрекну кого-нибудь, то не его:
Он пленник, он певец. Совсем как ты, душа моя,
душа моя, душа моя...