Александр Шапиро (burrru) wrote,
Александр Шапиро
burrru

Category:

Одеть

У скульптуры «Рабочий и колхозница» два автора. Композицию и эскиз сделал архитектор Борис Иофан, а скульптором была Вера Мухина. Иофан учился и работал в Италии, а Мухина там изучала искусство. Оба отлично разбирались в итальянском Возрождении. В советские времена было опубликовано любопытное интервью с Иофаном. Там он говорит, что прообразом «Рабочего и колхозницы» была древнегреческая скульптура «Тираноборцы», поза колхозницы взята у «Ники Самофракийской», ну и много привычной ахинеи про про триумф великого Октября и победу коммунизма.

Меня насторожили вот эти слова Иофана в самом конце интервью, про совместную работу с Мухиной:
- Без "боя" мы не уступали друг другу ни одну деталь в композиции. Но нас накрепко объединяло общее понимание и отношение к творчеству великого мастера Возрождения - Микеланджело.
- В проекте скульптурной части павильона вы по-микеланджеловски изображали фигуры полуобнаженными. И в первоначальном эскизе Вера Игнатьевна повторила такой прием.
- Когда все скомпоновалось окончательно, нам посоветовали одеть своих героев. Кстати, они от этого только выиграли. Фигуры, как говорят на театре, еще лучше вошли в образ...

Хорошо известна история о том, как ватиканские ханжи велели закрасить обнажённые фигуры на фреске Микеланджело «Страшный суд». Сделал это Даниеле да Вольтерра, за что и получил презрительное прозвище «штанописец». Совершенно незаслуженно - он закрасил по минимуму. (Кстати, Вольтерра несколько лет работал с Микеланджело и наиболее точное изображение гения Возрождения это бюст работы Даниеле да Вольтерра.) Но в одном месте авторский вариант был удалён и переделан.

У Микеланджело святые изображены традиционно - с орудиями мученичества в руках. По этим орудиям их распознавали тогда для молитв. Так святой Власий держит в руках железные щётки, а святая Екатерина - кусочек обода от колеса для колесования. Но поза этих двух святых очень не понравилась Ватикану, и Вольтерра их перерисовал.

Saint Blaise and Saint Catherine fake

По счастью, в Италии жил кардинал Алессандро Фарнезе, который был покровителем искусств. Тициан написал для него одну из «Данай», во дворце кардинала одно время жил молодой Эль-Греко, у которого кардинал купил пару картин. Стараниями Алессандро Фарнезе из французской тюрьмы освободили Бенвенуто Челлини. Среди всего этого меценатства кардинал заказал художнику Марчелло Венусти сделать копию «Страшного суда» Микеланджело. Так до нас дошла неприкрытая правда. Действительно, поза святых Власия и Екатерины позволяет фривольную интерпретацию.

Saint Blaise and Saint Catherine true

Нет сомнений, что Иофан и Мухина видели вариант Вольтерра в Сикстинской Капелле. Наверняка, они знали про штанописца Вольтерра. Даже возможно, что они видели копию Венусти. Поэтому особенно любопытна параллель между одеванием «Рабочего и колхозницы» и одеванием Власия и Екатерины, а также схожесть щётки с молотом, а куска обода - с серпом.
Tags: известное известно немногим
Subscribe

  • (no subject)

    Л. Ш. было... как не было... было... как не было... небо за облаком было... и нет время не движется... даже не верится... белое облако было... и…

  • Баллада о том, как шериф Ноттингемский навсегда избавился от Робин Гуда

    Двенадцать месяцев в году, И в каждом сентябре Мощей нетленных фестиваль В одном монастыре. К монастырю со всех сторон Валит и стар и млад. "Пришел…

  • (no subject)

    Колыбельная Л.Ш. У стариков, сгустившихся в сторонке, заметивших: родители, дитя, глаза теряют фокус на ребенке. Ты вспомнишь это много лет…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments