И холодно в груди,
К ступеням Эрмитажа
Ты в сумерки приди,
Где без питья и хлеба,
Забытые в веках,
Атланты держат небо
На каменных руках.
Почему огромные атланты Нового Эрмитажа держат на каменных руках такой крошечный балкон? Причина этого в одной из самых успешных операций спецназа в истории.

Мы знаем, что древние греки делили людей на эллинов и варваров. Но это простое и бессмысленное разделение на своих и чужих. Мудрый Аристотель делил народы на тех, кто живет городами (полисами), и тех, кто живет племенами (этносами). Полисами жили эллины, этносами - все остальные. Естественно, слова политика и полиция происходят от слова полис. Впрочем, Аристотель сделал одно исключение. Кроме греков полисом жил еще один народ. Как вы уже догадались, речь пойдет о Карфагене - образцовом, с точки зрения Аристотеля, полисе.
Карфаген нам знаком по войнам с Римом, но задолго до них он воевал с греками за Сицилию, где располагались Сиракузы (четвертый по величине эллинистический полис) и несколько полисов поменьше. В 480 году до нашей эры войско карфагенян на утлых судах перебралось через Средиземное море, высадилось на Сицилии, и стало готовится к сражению с греками. Греки устроили успешную партизанскую войну - они налетали маленькими кавалерийскими отрядами на обозы карфагенян и сильно им мешали. У карфагенян конницы не было - перевозить коней морем тогда было сложно. В отличие от продвинутого судостроения, продажная политика существовала всегда. Карфагеняне заключили договор с мелкими греческими полисами и послали к ним гонца с просьбой прислать кавалерию для защиты от конных партизан.
Сиракузцы перехватили гонца, снарядили конный отряд и отправили его карфагенянам под видом помощи от союзников. Когда началось главное сражение, греческий спецназ убил полководца карфагенян и поджег часть судов. Карфагеняне сбежали, а греки получили передышку от экспансии Карфагена на 80 лет. В честь этой победы на Сицилии воздвигли крупнейший в эллинистическом мире дорический храм. Дорический означает, что формы массивные и строгие, без финтифлюшек. Храм был трехярусный, и средний ярус поддерживали статуи атлантов. Вот макет этого храма.

А вот так знакомо выглядит один из атлантов этого храма.

В XIX веке на Сицилии побывал немецкий архитектор Лео фон Кленце, который был фанатом Древней Греции. Он строил по всей Европе величественные здания, используя точные элементы древнегреческой архитектуры. Его постройки понравились царю Николаю Первому, который заказал фон Кленце проект здания Нового Эрмитажа. Николаю представили на высочайшее утверждение два варианта: один с атлантами, другой с кариатидами. Царь выбрал атлантов.
Это пересказ одной из историй, которые вы можете прочитать в моей новой книжке "Истории искусства". Книжка бесплатна, вот ссылка на файл:
https://drive.google.com/file/d/1_zhfxKhWoD_X40Ua2WSKbm11mR_l3P8m/view