Александр Шапиро (burrru) wrote,
Александр Шапиро
burrru

Categories:

Найденный автопортрет Микеланджело открывает тайну "Страшного суда"

Главная фреска Сикстинской капеллы (можно сказать, что и Ватикана, да и вообще, всего католического мира) - "Страшный суд".


Микеланджело, "Страшный суд", центральный фрагмент

В центре фрески изображен святой Варфоломей, который держит в руках содранную человеческую кожу. Существует гипотеза, что Микеланджело изобразил тот момент Страшного суда, когда Христос решает судьбу самого художника.

В пользу этой гипотезы есть три косвенных довода. Во-первых, отдалённое сходство кожи и портретов Микеланджело кисти Джулиано Бугардини и Даниэле да Вольтерра. Во-вторых, у расположенного в центре Христа взгляд направлен в точности на изображение Микеланджело. В-третьих, изображен Страшный суд – происходит всеобщее воскрешение, души обретают плоть и предстают на суд божий. Но на фреске уже все обрели плоть, кроме кожи в руках святого Варфоломея.

Я добавил к этим трем доводам четвертый. Обратим особое внимание на святого Варфоломея. В христианской традиции он и при жизни, и после смерти был связан с чудесами изменения массы. Известная легенда о нем гласит, что когда его тело было брошено в море. Когда оно было вынесено на берег, местный епископ велел мужчинам принести тело. Но оно оказалось слишком тяжелым. И тогда епископ велел принести тело детям, которые легко справились с задачей. То, что безгрешные дети смогли поднять тело, символизирует то, что подлинная тяжесть – у грехов. Кроме того, поза святого Варфоломея весьма необычна. Если мы обратим внимание на его торс и руки, то увидим, что он похож на весы.

Недавно в Риме прошла реставрация капеллы Паулины. В результате реставрационных работ на заднем плане фрески Микеланджело "Распятие Святого Петра" был обнаружен автопортрет художника.


Микеланджело, "Распятие Святого Петра"

Художник, которому тогда было за 70, изобразил себя в виде всадника в красной тунике и синем тюрбане. Сходство этого автопортрета и кожи, которую держит святой Варфоломей, настолько велико, что гипотезу о фреске "Страшный суд" можно считать подтверждённой.


Слева: автопортрет Микеланджело, фрагмент фрески «Распятие святого Петра».
В центре: портрет Микеланджело работы Джулиано Бугардини.
Справа: портрет Микеланджело работы Даниэле да Вольтерра.
Tags: главы, известное известно немногим
Subscribe

  • Лица

    Мы привыкли к мертвым древнегреческим статуям. А они - живые. Их раскрашивали, но краска со временем осыпалась. Впрочем, сохранилось несколько с…

  • Россия родина ноктюрнов

    Никто не достиг в полной мере этих смутных эоловых созвучий, этих полуоформленных вздохов, плывущих по воздуху, тихо плачущих и растворяющихся в…

  • Господи, помилуй

    Хорошо известно, что русское слово "куролесить" произошло от греческого выражения "Кирие элейсон" (Κύριε ἐλέησον). Оно означает "Господи, помилуй", и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments

  • Лица

    Мы привыкли к мертвым древнегреческим статуям. А они - живые. Их раскрашивали, но краска со временем осыпалась. Впрочем, сохранилось несколько с…

  • Россия родина ноктюрнов

    Никто не достиг в полной мере этих смутных эоловых созвучий, этих полуоформленных вздохов, плывущих по воздуху, тихо плачущих и растворяющихся в…

  • Господи, помилуй

    Хорошо известно, что русское слово "куролесить" произошло от греческого выражения "Кирие элейсон" (Κύριε ἐλέησον). Оно означает "Господи, помилуй", и…